Результаты мониторинга деятельности региональных систем дополнительного профессионального образования (ДПО) по разработке и включению в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации представили на семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 17 сентября.
В ходе мониторинга, который проводился институтом по поручению Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, были проанализированы данные от всех 89 субъектов по тематике и качеству более 7 тыс. программ, реализуемым в регионах.
Согласно полученным данным, лишь 21% программ размещен в Федеральном реестре. Наибольшее количество программ, включенных в реестр, подготовлено специалистами Волгоградской области, Республики Коми, Самарской, Свердловской и Тульской областей. Анализ тематики программ выявил, что программы по воспитанию представлены практически во всех субъектах.
Первый проректор – директор Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения Евгений Малеванов рассказал о том, что результаты мониторинга также рассматривались на завершившемся недавно Байкальском образовательном форуме в ходе обсуждения вопросов развития кадрового потенциала.
«Важно, чтобы эта информация использовалась в работе, в анализе текущей деятельности, в планировании деятельности региональных институтов развития образования на 2025 и последующие годы», – подчеркнул руководитель института.
Евгений Малеванов отметил, что по итогам мониторинга сделан вывод о том, что регионам следует уделить особое внимание программам, нацеленным на совершенствование профессиональных компетенций учителей. Предложения по развитию системы ДПО включают переход к реализации типовых программ, которые разрабатываются высококлассными специалистами и проходят общественно-профессиональную экспертизу.
Успешный опыт использования Федерального реестра дополнительных профессиональных программ повышения квалификации представила Марина Габова – проректор по научно-методической работе Коми республиканского института развития образования. Она рассказала об эффективном управленческом механизме включения разрабатываемых программ в Федеральный реестр. Каждая программа обязательно проходит регламентные процедуры – внутренний и внешний контроль, экспертизу, после чего дорабатывается с учетом обратной связи от пользователей.
Татьяна Силантьева, заместитель начальника управления развития ДПО Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования, представила текущий статус Федерального реестра дополнительных профессиональных программ. На сегодняшний день в формировании реестра участвуют 452 образовательные организации из 85 субъектов РФ, более 4,5 тыс. авторов и более 1 тыс. экспертов.
С 2021 года в Федеральный реестр по итогам тщательного отбора, экспертизы и профессионально-общественного обсуждения было включено 6,5 тыс. программ. Обучение по верифицированным программам Федерального реестра осуществляется на платформе Единого федерального портала ДПО, оператором которого выступает Государственный университет просвещения. В 2024 году обучение по программам повышения квалификации, размещенным в реестре, прошли более 115 тыс. слушателей.
Видеозапись семинара «Вектор образования» от 17 сентября 2024 года доступна по ссылке.