В Государственном университете просвещения обсудили задачи цифровой трансформации образования. До 2030 года запланировано решение следующих задач: предоставление равного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту, создание равных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий, личностного развития детей и педагогов, предоставление единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, повышение информационной безопасности и создание сервисов, нацеленных на выявление, развитие и поддержку талантов детей, а также снижение административной нагрузки за счет внедрения новых технологических решений в сфере образования, включая технологии искусственного интеллекта.
Илона Башнянина, директор Центра обеспечения разработки, развития и сопровождения компонентов цифровой образовательной среды Государственного университета просвещения, в своем выступлении на семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 3 сентября представила целевые показатели федерального проекта «Цифровая образовательная среда», которые должны быть достигнуты системой образования до конца 2024 года. Так, целевой показатель по созданию равных условий получения учениками качественного образования на основе доступа к цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам (ЦОС) составляет 50%, фактический по стране – 58%. Сегодня 94% педагогов и 32% образовательных организаций широко применяют сервисы ЦОС (целевые показатели – 81% и 33% соответственно).
Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» – это образовательная онлайн-среда, предоставляющая актуальные цифровые решения для любых образовательных запросов. Система обеспечивает единую точку доступа для 38,6 тыс. образовательных организаций и 7 млн пользователей, объединяет различные сервисы для всех участников образовательного процесса. ФГИС «Моя школа» динамично развивается, совершенствуется и в скором времени будет дополнена цифровыми сервисами, которые помогут в психолого-педагогической работе с детьми, а также в подготовке к проведению эффективных уроков в системе СПО и дошкольном образовании.
Функциональные возможности ФГИС «Моя школа» позволяют организовать обучение на основе цифрового образовательного контента Библиотеки Минпросвещения, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам. Комплекты содержат более 10 тысяч цифровых уроков по основным учебным предметам, в том числе изучаемым на углубленном уровне.
Важным подспорьем для каждого учителя станет подсистема «Цифровой помощник учителя», которая позволяет создать педагогическое портфолио, подготовиться к аттестации, пройти самопроверку, а также определить траекторию своего профессионального развития, выбрав необходимые курсы повышения квалификации.
В завершение своего выступления Илона Башнянина рассказала о методической помощи, которую оказывает Центр обеспечения разработки, развития и сопровождения компонентов цифровой образовательной среды, по всем техническим и функциональным возможностям ФГИС «Моя школа», а также о каналах коммуникации для системы образования.
Руководитель проекта «Сферум» Рубен Акопов представил российский сервис, который развивается VK при поддержке Минпросвещения России и Минцифры. Это защищенная бесплатная платформа, созданная специально для внутренних и внешних коммуникаций в системе образования. На сегодняшний день число пользователей сервиса «Сферум» превышает 25 млн. При этом значимым для внедрения и развития сервиса является опыт его использования региональными институтами развития образования и повышения квалификации, а также педагогическими вузами, колледжами и школами.
Рубен Акопов также рассказал о масштабных обновлениях сервиса с учетом пожеланий пользователей перед началом нового учебного года. В частности, VK агрегировала более 100 идей, 50 из которых уже реализованы. Основные новшества расширяют функционал и качество общения пользователей, которое станет более комфортным и безопасным. Также расширены возможности звонков и трансляций, обновлены чаты и каналы. Новый полезный сервис «Помощник для педагогов от Рособрнадзора» поможет наладить прямое взаимодействие со службой и снизить бюрократическую нагрузку на педагогов. Кроме того, для педагогов доступен бесплатный курс повышения квалификации по эффективному использованию «Сферума» и приоритетная поддержка пользователей с подтвержденным статусом учителя.
Полная видеозапись семинара Государственного университета просвещения «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 3 сентября доступна по ссылке.